Экспозиция техники
Грузовик ЗиС-5
Легендарный советский грузовик ЗИС-5 был основной машиной Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Массово выпускался с 1933-го по 1948-й годы на заводе имени Сталина в Москве (отсюда аббревиатура ЗиС, впоследствии завод стал заводом имени Лихачева). Потребность армии и народного хозяйства в грузовиках ЗиС-5 была столь велика, что их выпуск организовали еще на двух заводах - в Ульяновске и Миассе Челябинской области.
Перед началом Великой Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось 104 200 автомобилей этого типа. А всего в СССР произвели без малого 532 000 грузовиков ЗиС-5 различных модификаций.
Грузовик разработали конструкторы завода АМО-ЗИС под руководством Евгения Важинского. Наши инженеры создали полностью оригинальную машину, которая соответствовала уровню развития советской автомобильной промышленности, имевшейся тогда ремонтной базе, состоянию дорог и массовой квалификации водителей.
На грузовике устанавливали карбюраторный двигатель ЗиС мощностью до 76 лошадиных сил. Скорость по дороге могла составлять до 60 км/ч при запасе хода на одной заправке до 200 километров. Грузоподъемность ЗиС-5 составляла 3 тонны, поэтому его часто называли «трёхтонка», а водители, за надежность и проходимость, придумали автомобилю уважительное прозвище «Захар Иванович».
Платформа ЗИС-5 широко использовалась в Красной Армии для монтажа установок реактивного залпового огня «Катюша» и для оснащения пулеметными и прожекторными установками мобильных частей противовоздушной обороны. Также на базе ЗиС-5 создавались артиллерийские тягачи, автобусы, медицинские и ремонтные кунги, автомобили связи и хлебовозки. Автобус на базе ЗиС-5 «сыграл роль» милицейского «Фердинанда» в известном фильме «Место встречи изменить нельзя».
122-миллиметровая гаубица Д-30
Буксируемая гаубица Д-30 была разработана конструкторским бюро завода № 9 «Уралмаш» в Свердловске (ныне - Екатеринбург) под руководством Героя Социалистического труда Федора Федоровича Петрова на замену дивизионной гаубице А-30. Принята на вооружение Советской Армии в 1960 году. Выпускалась на «Уралмаше» и на Пермском машиностроительном заводе.
Орудие получилось простым, надежным, точным и убойным. Высокие боевые характеристики сделали Д-30 одной из самых востребованных артиллерийских систем в мире. Орудие закупали либо производили по советской лицензии 50 стран.
122-миллиметровая гаубица Д-30 предназначена для уничтожения огневых средств пехоты и подавления живой силы противника, в том числе находящейся в полевых укрытиях, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях, а также для борьбы с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками.
Д-30 была первой советской гаубицей на станке с круговым вращением, благодаря которому для изменения угла наводки не требовалось разворачивать лафет вручную.
Надежная, неприхотливая и вместе с тем эффективная гаубица обладает высокой мобильностью, что очень важно в современном бою. Расчет из 6 человек может подготовить гаубицу к бою из походного положения всего за полторы минуты. По хорошей дороге армейский «Урал» перевозит гаубицу Д-30 весом в 3,2 тонны со скоростью до 80 км/ч, а на учениях Российской армии «Центр-2019» была продемонстрирована возможность переброски гаубиц Д-30 при помощи вертолетов Ми-8.
Сегодня около 3600 гаубиц Д-30 находятся на вооружении Вооруженных сил России и 35 других стран. Именно на базе гаубицы Д-30 создано несколько современных самоходных артиллерийских установок - в частности, 2С1 «Гвоздика».
Есть у гаубицы Д-30 и мирные «профессии». Эти артиллерийские системы применяются противолавинной службой Росгидромета для обстрела горных склонов при организации контролируемого схода снежных лавин. Две гаубицы Д-30 используются для проведения холостого полуденного выстрела в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
76-миллиметровая дивизионная противотанковая пушка ЗиС-3
Разработана в 1941 году коллективом конструкторов во главе с Героем Социалистического труда, лауреатом четырех Сталинских премий Василием Гавриловичем Грабиным. Была самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. Всего с 1941-го по 1945-й годы произвели более 48,1 тысяч пушек ЗиС-3, а еще почти 14500 орудий было смонтировано на самоходных артиллерийских установках СУ-76.
Инженерный гений советских конструкторов и производственников позволил впервые в мировой истории собирать эту пушку на конвейере. Головным предприятием был артиллерийский завод № 92 в городе Горьком (ныне - Нижний Новгород). Кроме того, орудия производились на заводах в городе Воткинске (Удмуртия) и в Ленинграде.
Основными огневыми задачами пушки, составлявшей основу полевой артиллерии Красной Армии, были уничтожение танков, мотомеханизированных средств и живой силы противника, а также подавление и уничтожение огневых средств вражеской пехоты и артиллерии, разрушение проволочных заграждений и амбразур ДОТов. Для этого к орудию выпускались до 15 фугасных, бронебойных, кумулятивных, зажигательных и других видов снарядов.
Пушка обладала удачной компоновкой и малой отдачей, что позволяло артиллерийскому расчету самостоятельно возвращать орудие после выстрела в боевое положение.
При сравнительно малом весе пушки, составлявшем 1200 кг, расчет из 4-6 человек мог сам, без использования тягача, менять огневую позицию. Это повышало живучесть орудия и самих артиллеристов. Пушку легко буксировали не только все виды грузовиков, находившихся на вооружении Красной Армии, но и четверки лошадей.
А главным преимуществом ЗиС-3 по сравнению с аналогами была высочайшая надежность, неприхотливость в эксплуатации и очень высокая технологичность производства. По оценке большинства экспертов, пушка ЗиС-3 была лучшим орудием Второй мировой войны в своем классе. В армиях ряда стран это орудие находится на вооружении и сегодня.